goszakupkiМинэкономразвития внесло предложение о создании единственной электронной торговой площадки для госзакупок на базе единой информационной системы (далее – ЕИС), размещение которой планируется на базе сайта - zakupki.gov.ru. Оператором ЕИС для размещения госзаказа предлагается назначить Российский аукционный дом (далее - РАД), специализирующийся на продаже государственного имущества.

Сейчас заказы государства могут размещаться на пяти коммерческих электронных торговых площадках (создание и функционирование указанных площадок, а также проведение закупок на них – бесплатно для государства и участников закупок):

  • Агентство по государственному заказу Республики Татарстан (АГЗ Татарстана) – 2,7% от общего количества госзакупок;
  • Электронная торговая площадка ММВБ «Госзакупки» (ЭТП ММВБ «Госзакупки») -5,8% от общего количества госзакупок;
  • ЗАО «Сбербанк-Автоматизированная система торгов» (ЗАО «Сбербанк-АСТ») – 38,9% от общего количества госзакупок;
  • Электронная площадка России «РТС-тендер» (ООО «РСТ-тендер») - 26,8% от общего количества госзакупок;
  • АО «Единая Электронная Торговая Площадка»(АО «ЕЭТП») - 25,8% от общего количества госзакупок.

В настоящие время вся информация обо всех закупках доступна без ограничений на сайте zakupki.gov.ru. Действия пользователей электронных площадок, учитываются и сохраняются в информационной системе «Независимый регистратор». Сами электронные площадки находятся в условиях конкуренции между собой. К сожалению количество заказов на площадке не пропорционально ее удобству и технологическим характеристикам, оно зависит от административного ресурса (как правило госзаказчики размещают заказы на той площадке, на которой им «рекомендуют»).

Следует отметить, что РАД в перечень торговых площадок на которых могут размещаться госзаказы в настоящий момент не включен. Однако, в мае 2016г. РАД обращался с просьбой к председателю правительства Дмитрию Медведеву, включить его в этот перечень. По информации полученной от РАД - в 2015г. он расширил функционал площадки (чтобы соответствовать требованиям работы с госзакупками) и получил все необходимые лицензии. У РАД есть шансы попасть в данный список, т.к.:

  • в 2013г. аукционы РАД обеспечили 40% запланированных поступлений федерального бюджета от приватизации;
  • в 2015 г. – 70% запланированных поступлений федерального бюджета от приватизации;
  • в первом полугодии 2016 г. – 90% запланированных поступлений федерального бюджета от приватизации.

Однако, появление РАД восторга у существующих 5 операторов госзаказа не вызывает.

Почему не какая-то другая площадка, не b2b, например, на рынке дюжина достойных операторов, удивлен Яков Геллер (генеральный директор «Агентства по госзаказу Татарстана»).

В такой форме предложение противоречит законодательству, закон не предполагает расширения перечня электронных площадок без отбора, а новые правила и порядок отбора площадок все еще не утверждены, настаивает Виктор Степанов (генеральный директор ООО «РТС-тендер»).

РАД не отобран по закону, соглашается представитель ЗАО «Сбербанк-АСТ».

Напоминаем, что в 2015г. государственный заказ составил - 5,4 трлн руб., из которых:

  • 52,5% - торги прошли на электронных площадках;
  • 25,5% –конкурсные процедуры оформленные документарно;
  • 22% - закупки у единственного поставщика.

Правительство давно обсуждает вопрос электронных площадок. Первоначально предлагались варианты как увеличения количества электронных площадок до 10, так и сокращения их до 3. Затем, возникла идея перейти на универсальные торговые площадки, которые совместили бы функции госзакупок и продажи государственного имущества. Законопроект об универсальных торговых площадках Госдума не успела принять до конца весенней сессии 2016г. Однако, идея начала воплощаться в декабре 2015г., когда правительство утвердило перечень операторов площадок для электронной приватизации. В него вошел специализирующийся на продаже государственного имущества РАД и пять операторов госзаказа.

Мнение ФАС России

ФАС России не поддерживает предложения Минэкономразвития о создании единственной электронной торговой площадки на базе ЕИС взамен существующих коммерческих площадок, поскольку это приведет к повышению расходов федерального бюджета, снижению устойчивости функционирования, а также негативно скажется на качестве работы самой системы госзакупок.

В настоящий момент на регулярную доработку и обслуживание существующего функционала ЕИС уже расходуются значительные средства федерального бюджета, исчисляемые сотнями миллионов рублей в год, а расширение функционала потребует кратного повышения расходов. При этом не перестают поступать жалобы пользователей ЕИС на некорректную работу существующего функционала и возникновение технических ошибок, а в случае возникновения сбоев в работе единственной электронной площадки, работа государственных заказчиков будет парализована.

По мнению ФАС России, необходимо развивать существующую модель электронных закупок и принять в ближайшее время законопроект о переводе всех закупок в электронную форму на базе коммерческих электронных площадок.