Минэкономразвития внесло предложение о создании единственной электронной торговой площадки для госзакупок на базе единой информационной системы (далее – ЕИС), размещение которой планируется на базе сайта - zakupki.gov.ru. Оператором ЕИС для размещения госзаказа предлагается назначить Российский аукционный дом (далее - РАД), специализирующийся на продаже государственного имущества.
Сейчас заказы государства могут размещаться на пяти коммерческих электронных торговых площадках (создание и функционирование указанных площадок, а также проведение закупок на них – бесплатно для государства и участников закупок):
- Агентство по государственному заказу Республики Татарстан (АГЗ Татарстана) – 2,7% от общего количества госзакупок;
- Электронная торговая площадка ММВБ «Госзакупки» (ЭТП ММВБ «Госзакупки») -5,8% от общего количества госзакупок;
- ЗАО «Сбербанк-Автоматизированная система торгов» (ЗАО «Сбербанк-АСТ») – 38,9% от общего количества госзакупок;
- Электронная площадка России «РТС-тендер» (ООО «РСТ-тендер») - 26,8% от общего количества госзакупок;
- АО «Единая Электронная Торговая Площадка»(АО «ЕЭТП») - 25,8% от общего количества госзакупок.
В настоящие время вся информация обо всех закупках доступна без ограничений на сайте zakupki.gov.ru. Действия пользователей электронных площадок, учитываются и сохраняются в информационной системе «Независимый регистратор». Сами электронные площадки находятся в условиях конкуренции между собой. К сожалению количество заказов на площадке не пропорционально ее удобству и технологическим характеристикам, оно зависит от административного ресурса (как правило госзаказчики размещают заказы на той площадке, на которой им «рекомендуют»).
Следует отметить, что РАД в перечень торговых площадок на которых могут размещаться госзаказы в настоящий момент не включен. Однако, в мае 2016г. РАД обращался с просьбой к председателю правительства Дмитрию Медведеву, включить его в этот перечень. По информации полученной от РАД - в 2015г. он расширил функционал площадки (чтобы соответствовать требованиям работы с госзакупками) и получил все необходимые лицензии. У РАД есть шансы попасть в данный список, т.к.:
- в 2013г. аукционы РАД обеспечили 40% запланированных поступлений федерального бюджета от приватизации;
- в 2015 г. – 70% запланированных поступлений федерального бюджета от приватизации;
- в первом полугодии 2016 г. – 90% запланированных поступлений федерального бюджета от приватизации.
Однако, появление РАД восторга у существующих 5 операторов госзаказа не вызывает.
Почему не какая-то другая площадка, не b2b, например, на рынке дюжина достойных операторов, удивлен Яков Геллер (генеральный директор «Агентства по госзаказу Татарстана»).
В такой форме предложение противоречит законодательству, закон не предполагает расширения перечня электронных площадок без отбора, а новые правила и порядок отбора площадок все еще не утверждены, настаивает Виктор Степанов (генеральный директор ООО «РТС-тендер»).
РАД не отобран по закону, соглашается представитель ЗАО «Сбербанк-АСТ».
Напоминаем, что в 2015г. государственный заказ составил - 5,4 трлн руб., из которых:
- 52,5% - торги прошли на электронных площадках;
- 25,5% –конкурсные процедуры оформленные документарно;
- 22% - закупки у единственного поставщика.
Правительство давно обсуждает вопрос электронных площадок. Первоначально предлагались варианты как увеличения количества электронных площадок до 10, так и сокращения их до 3. Затем, возникла идея перейти на универсальные торговые площадки, которые совместили бы функции госзакупок и продажи государственного имущества. Законопроект об универсальных торговых площадках Госдума не успела принять до конца весенней сессии 2016г. Однако, идея начала воплощаться в декабре 2015г., когда правительство утвердило перечень операторов площадок для электронной приватизации. В него вошел специализирующийся на продаже государственного имущества РАД и пять операторов госзаказа.
Мнение ФАС России
ФАС России не поддерживает предложения Минэкономразвития о создании единственной электронной торговой площадки на базе ЕИС взамен существующих коммерческих площадок, поскольку это приведет к повышению расходов федерального бюджета, снижению устойчивости функционирования, а также негативно скажется на качестве работы самой системы госзакупок.
В настоящий момент на регулярную доработку и обслуживание существующего функционала ЕИС уже расходуются значительные средства федерального бюджета, исчисляемые сотнями миллионов рублей в год, а расширение функционала потребует кратного повышения расходов. При этом не перестают поступать жалобы пользователей ЕИС на некорректную работу существующего функционала и возникновение технических ошибок, а в случае возникновения сбоев в работе единственной электронной площадки, работа государственных заказчиков будет парализована.
По мнению ФАС России, необходимо развивать существующую модель электронных закупок и принять в ближайшее время законопроект о переводе всех закупок в электронную форму на базе коммерческих электронных площадок.