16 августа 2016г. на сайте ФАС России появился «Проект Методических указаний по расчету сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков», почти год спустя 11 июля 2017г. данный проект был внесен в правительство на утверждение в качестве окончательного варианта постановления «О методике расчета эталонной надбавки, унифицирующей расходы гарантирующих поставщиков» (подразумевает переход энергосбытовых компаний на метод эталонных затрат).

По информации, полученной из ФАС России и Минэнерго России, постановление по переводу энергосбытовых компаний на метод эталонных затрат было согласовано со всеми ведомствами и будет утверждено в ближайшее время. Если это произойдет, то уже 1 июля 2018г. новая схема расчета эталонной сбытовой надбавки (регулируемая маржа) начнет действовать.

 Проект методических указаний по расчету сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков

При этом, эталонная выручка гарантирующих поставщиков (далее – ГП) будет определяется как сумма следующих составляющих:

  • произведение суммы переменных компонентов эталонов затрат ГП и прогнозной валовой выручки ГП от продажи электрической энергии (мощности) соответствующей группе потребителей (сетевых организаций) на период регулирования;
  • произведение прогнозного количества точек поставки по каждой группе потребителей (сетевых организаций), суммы постоянных компонентов эталонов затрат для соответствующей группы потребителей (сетевых организаций) и индекса потребительских цен в соответствии с одобренным Правительством Российской Федерации прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации;
  • расчетная предпринимательская прибыль ГП в размере 1,5% от валовой выручки ГП по регулируемому виду деятельности без учета стоимости услуг по передаче электрической энергии и иных услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям.

Эталонные затраты будут делиться на:

  • жестко нормируемые ОРЕХ (расходы на обслуживание кредитов и резервов по сомнительным долгам и др.);
  • САРЕХ (расходы на текущую деятельность энергосбыта).

Эталонная надбавка (выручка ГП) будет устанавливаться отдельно для следующих групп потребителей:

  • население, проживающее в городских населенных пунктах;
  • население, проживающее в сельских населенных пунктах;
  • исполнители коммунальных услуг (товарищества собственников жилья, жилищно-строительные, жилищные или иные специализированные потребительские кооперативы либо управляющие организации), приобретающие электрическую энергию (мощность) для предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям жилых помещений и содержания общего имущества многоквартирных домов;
  • прочие потребители, приравненные к населению;
  • прочие потребители;
  • сетевые организации.

В настоящий момент сбытовые надбавки в различных регионах отличаются друг от друга, например, сбытовая надбавка в Республике Дегестан составляет 0,06 руб. за 1 кВт•ч, а в Республике Марий Эл - 0,61 руб. за 1 кВт•ч. Поэтому планируется усреднить все сбытовые надбавки. Например, в случае, если необходимая валовая выручка, определяемая методом экономически обоснованных затрат в соответствии с Методическими указаниями по расчету сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков и размера доходности продаж гарантирующих поставщиков, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 30.10.2012 №703-э, отличается от эталонной выручки ГП на 5 и более процентов, то при расчете сбытовых надбавок ГП учитывается доля необходимой валовой выручки ГП, определяемой методом экономически обоснованных затрат, и доля эталонной выручки ГП.

Доля расходов ГП, определяемых методом экономически обоснованных затрат, учитываемая при определении необходимой валовой выручки ГП, устанавливается:

  • на 2017 год - 0,7;
  • на 2018 год - 0,5;
  • на 2019 год - 0,3;
  • на 2020 год и далее - 0.

Сумма долей расходов ГП, определяемых методом экономически обоснованных затрат, и эталонной выручки ГП в каждый из указанных расчетных периодов должна составлять единицу.

В иных случаях сбытовые надбавки ГП устанавливаются исходя из эталонной выручки ГП.

Другими словами, если затраты энергосбытовой компании будут выше эталона, то их будут понижать в течении трех лет (начиная с 1 июля 2018г.), если ниже – повышать в течении этого же срока. В результате чего за три года планируется достичь снижения платежей потребителей (по словам Замглавы ФАС России Виталия Королева) на 12,65 млрд руб.

Как бы красиво не звучало данное обещание, оценить последствия введения новых правил можно будет только после выхода методических указаний ФАС России, которые будут содержать окончательные значения эталонов затрат. Как изменится деятельность энергосбытовых компаний после перехода на метод эталонных затрат, покажет время.